Преамбула
Снижение инвестиций в развитие центральных городов[1], расползание бесприютных пространств, растущее экономическое и расовое расслоение, ухудшение окружающей среды, деградация сельскохозяйственных земель и дикой природы, а также разрушение архитектурного наследия — все это рассматривается «Конгрессом за новый урбанизм» как единая взаимосвязанная задача по развитию сообщества.
Мы выступаем за восстановление городских центров и взаимосвязанных небольших городов в составе агломераций, метрополитенских ареалов и подобных административных единиц; за перепланировку разрастающихся пригородов в поселения с настоящими и жизнеспособными микрорайонами[2] и разнообразными районами; за сохранение естественной окружающей среды и архитектурного исторического наследия.
Мы осознаем, что меры, влияющие на физическую ткань городов, сами по себе не решат социальные и экономические проблемы, но и экономическая жизнеспособность, стабильность общества и состояние окружающей среды не могут быть устойчивыми без взаимосвязанной и поддерживающей пространственной основы.
Мы выступаем за реформирование государственной политики и практики застройки в соответствии со следующими принципами:
— микрорайоны должны быть разнообразными по своему использованию и населению;
— населенные пункты должны быть спроектированы как для пешеходов, так и для общественного транспорта и автомобильного движения;
— облик городов и поселков должны задавать физически очерченные и общедоступные общественные пространства и объекты социальной инфраструктуры;
— городские пространства должны быть обрамлены архитектурой и ландшафтными решениями, учитывающими местную историю, климат, экологию и культуру строительства.
Мы представляем широкую общественность, состоящую из руководителей государственного и частного секторов, общественных активистов и представителей различных профессий. Мы стремимся восстановить взаимосвязь между строительством и созданием сообщества посредством участия граждан в планировании и проектировании.
Мы стремимся вернуть себе наши дома, кварталы, улицы, парки, микрорайоны, малые и крупные города, регионы и окружающую среду.
Мы утверждаем следующие принципы, которыми следует руководствоваться в государственной политике, строительной практике, городском планировании и проектировании.
1. Региональная агломерация[3] — это ограниченное пространство с определенными географическими границами, обусловленными топографией, водоразделами, береговой линией, сельскохозяйственными угодьями, парками и бассейнами рек. Мегаполис состоит из нескольких центров, в качестве которых выступают города, поселки и деревни, причем каждый из них имеет свой собственный легко идентифицируемый центр и периферию.
2. В современном мире региональная агломерация — основополагающая экономическая единица. Взаимодействие государственных органов, политика, территориальное планирование и экономические стратегии должны соответствовать этой реальности.
3. Мегаполис должен поддерживать необходимые и деликатные отношения с внутренними аграрными территориями и природными ландшафтами. Эти отношения носят природоохранный, экономический и культурный характер. Сельскохозяйственные земли и природные пространства так же важны для крупного города, как сад для дома.
4. Проекты и модели развития мегаполисов не должны ни размывать, ни стирать их границы. Строительство в пределах существующих городских территорий, заполняющее пространственные пустоты, сохраняет природные и экономические ресурсы, социальную ткань города, одновременно возвращает к жизни окраинные и заброшенные территории и тем самым предотвращает разрастание периферии. Мегаполисы должны разрабатывать стратегии, поощряющие такое развитие.
5. Новая застройка на границах городов, там, где это целесообразно, должна быть организована в виде микрорайонов и районов и интегрирована в существующую городскую структуру. Застройка не прилегающих друг к другу территорий должна быть организована в форме городов и поселков с собственными городскими границами. Эти селения должны быть спроектированы с учетом баланса рабочих мест и жилья, чтобы не превратиться в спальные города.
6. При застройке и перепланировке городов следует учитывать исторический облик, сложившиеся традиции и границы.
7. Города должны вмещать в себя разнообразные объекты частного, общественного и государственного назначения в непосредственной близости друг от друга. Это поддержит региональную экономику, выгодную для людей с разным уровнем дохода. Доступное жилье должно быть распределено по всему региону с учетом возможностей рынка труда, чтобы избежать концентрации бедных.
8. Регион должен опираться на мощную инфраструктурную сеть альтернативных вариантов транспорта. Общественный транспорт, пешеходные и велосипедные системы должны повышать доступность и мобильность по всему региону, снижая автомобильную зависимость.
9. Финансовые ресурсы и доходы могут быть справедливее распределены между местными муниципалитетами и центрами внутри регионов на основе тесного сотрудничества. Это позволит избежать разрушительной конкуренции за налоговые поступления и будет способствовать рациональной координации работы транспорта, инфраструктуры рекреации, общественных услуг, жилья и социальных объектов.
1. Микрорайон, район и коридор — важнейшие элементы застройки и перепланировки в мегаполисе. Они образуют легко узнаваемые территории, где жители берут на себя ответственность за их сохранение и развитие.
2. Микрорайоны должны быть компактными, дружелюбными для пешеходов и удобными для смешанного использования. Районы, как правило, выбирают какой-то один вид использования[4], они должны максимально следовать принципам проектирования микрорайонов. Коридоры — местные пути, связывающие микрорайоны и районы; они варьируются от бульваров и железнодорожных линий до рек и парковых дорожек.
3. Большинство повседневных бытовых потребностей горожан должно быть удовлетворено в пешей доступности, чтобы обеспечить независимость тех, кто не водит машину, например пожилых людей и детей. Дорожные сети должны быть спроектированы таким образом, чтобы способствовать пешим прогулкам, тем самым сокращая количество и продолжительность поездок на автомобиле и экономя энергию.
4. Широкий ценовой диапазон и выбор типов жилья внутри микрорайонов может помочь людям разных возрастов, рас и доходов наладить ежедневное взаимодействие, укрепляя личные и гражданские связи, необходимые для подлинного сообщества.
5. Транзитные коридоры общественного транспорта, если они правильно спланированы, могут помочь улучшить организацию мегаполиса и оживить городские центры. Напротив, коридоры автомагистралей не должны вытеснять инвестиционную активность из существующих центров на периферию.
6. Плотность застройки и разнообразие встречаемых функций в пешеходной близости от транспортных остановок позволяют сделать общественный транспорт жизнеспособной альтернативой автомобилю.
7. Кластеры объектов общественного, институционального и коммерческого назначения должны быть встроены в микрорайоны и район, а не изолированы в отдельные монофункциональные комплексы. Расположение и размер школ должны быть определены таким образом, чтобы дети могли добираться до них пешком или на велосипеде.
8. Экономический баланс и гармоничное развитие микрорайонов, районов и коридоров можно усилить с помощью городских дизайн-кодов и рекомендаций по графическому оформлению, которые служат понятным и предсказуемым руководством для пространственных изменений.
9. В микрорайонах следует разбивать разнообразные парки, песочницы, детские игровые площадки, скверы, футбольные поля, общественные сады. Природоохранные зоны и открытые пространства должны разграничивать и соединять различные микрорайоны и районы.
1. Основной задачей городской архитектуры и ландшафтного проектирования является физическое обозначение улиц и общественных пространств как мест совместного использования.
2. Все архитектурные проекты должны находиться во взаимосвязи с окружающим их пространством. Этот вопрос выходит за рамки стилевого единства.
3. Оживление городских территорий зависит от чувства защищенности и безопасности. Планировка улиц и зданий должна создавать безопасную среду, но не в ущерб доступности и открытости.
4. В современном мегаполисе любая застройка должна уделять должное внимание автомобильному движению, уважая при этом пешеходов и общественные пространства.
5. Улицы и площади должны быть безопасными, комфортными и привлекательными для пешеходов. При правильной конфигурации они стимулируют пешеходные прогулки, позволяют соседям узнавать друг друга и сохранять свои сообщества.
6. Архитектурное и ландшафтное проектирование должно опираться на особенности местного климата, топографии, истории и строительных традиций.
7. Общественные здания и пространства для собраний укрепляют идентичность сообщества, чувства гражданственности и культуру демократии. В отличие от других зданий, составляющих ткань города, они должны быть архитектурно самобытными.
8. Все здания должны формировать у их обитателей четкое ощущение места, погоды и времени. Использование естественных методов контроля климата — отопления и охлаждения — должно сохранять ресурсы окружающей среды.
9. Сохранение и восстановление исторических зданий, районов и ландшафтов поддерживает непрерывность и эволюцию городского общества.
[1] Города — центры метрополитенских ареалов, центры региональных агломераций, конурбаций и т.п. К 2010 году Бюро переписи населения США отказалось от использования термина «центральный город», заменив его на «главный город» (principal city), чтобы подчеркнуть различие между главными городами в зонах мегаполисов (metropolitan) и микрополисов (micropolitan): последний термин относится к менее крупным урбанизированным ареалам внутри более крупных городских агломераций. См.: Леви Дж. М. Современное городское планирование. М.: Strelka Press, 2020. C. 40.
[2] Одним из ключевых понятий в городском проектировании является локальное городское сообщество — микрорайон, или соседство (neighborhood), — единица, соответствующая ежедневному масштабу жизни большинства людей. Традиционно единицей планирования соседства являлась территория, содержащая достаточно населения, чтобы обеспечить учениками одну общеобразовательную школу. См.: Леви Дж. М. Современное городское планирование. С. 172.
[3] Или метрополитенский ареал — урбанизированная территория, сложившаяся вокруг одного или нескольких центральных городов.
[4] Например, университетский городок, промышленная зона, аэропорт и т.д.
Источник: https://www.cnu.org/who-we-are/charter-new-urbanism